При изучении истории ВКП(б), произведений классиков марксизма-ленинизма и вообще при самостоятельном чтении огромное значение имеют записи прочитанного. Записи не только дают возможность воспроизвести содержание книги, выделить ее составные части и основные мысли, но и помогают усвоить изучаемый вопрос. Записывать можно по-разному. Единого, общего для всех рецепта указать, конечно, нельзя, так как многое зависит от уровня подготовки записывающего и от тех задач, которые он ставит перед собой. Наиболее распространенным видом записей является к о н с п е к т. Конспектирование произведений основоположников марксизма-ленинизма (например "Капитала" К. Маркса) представляет для начинающего читателя немалую трудность. Однако это бывает только в начале, а потом вырабатываются известные навыки, и конспектирование становится сравнительно легким делом. Лучше всего материал конспектировать тогда, когда он в основном уже освоен. Сложные и трудные для усвоения работы следует конспектировать только после прочтения всей книги и после ее вдумчивого разбора. При составлений конспекта большое значение имеет план. Он служит средством для самостоятельного выделения основных вопросов, изложенных в той или иной работе, и для последовательного пересказа прочитанного. Бели составлению конспекта предшествует составление плана прочитанной статьи, произведения, конспектирование дает лучшие результаты. Приведем несколько примеров составления конспектов отдельными товарищами по первой главе "Краткого курса истории ВКП(б)" и произведениям В.И. Ленина. Пропагандист тов. X., изучая 1-й раздел 1-й главы "Краткого курса истории ВКП(б)", сделал такую запись: "В 1861 году царское правительство отменило крепостное право. Причины этого: 1. Развитие капитализма в России. 2. Крестьянские восстания. 3. Крымская кампания ускорила отмену крепостного права". Из приведенного видно, что тов. X. законспектировал содержание лишь 1-го абзаца, опустив материал о положении крестьян после отмены крепостного права, о политическом бесправии рабочих и крестьян и об угнетении нерусских народностей в царской России (2-9-й абзацы). Сделав такой пропуск, автор затем законспектировал несколько абзацев 9-й страницы и 4-й абзац страницы 10-й. Примерно таким же образом автор записал материал и остальных разделов 1-й главы. Приведенный конспект слишком краток. В записи нет полного конспекта 1-го раздела, а только то, что автор, видимо, считал нужным записать в данный момент для себя, то-есть мы имеем здесь так называемую "рабочую запись". Более полно составлен конспект у тов. М., который в основу своего плана взял оглавление разделов. Вот выдержка из его конспекта: А. Отмена крепостного права и развитие промышленного капитализма в России.
II. Положение крестьян после отмены крепостного права:
III. Царская Россия - тюрьма народов:
ПЛАН КОНСПЕКТА
О первом источнике и составной части марксизма
О втором источнике и составной части марксизма
О третьем источнике и составной части марксизма
Заключение Значение философского материализма и экономической теории Маркса для победы мирового пролетариата.
Таким же путем составляется конспект и по остальным двум разделам работы В.И. Ленина. Прочитанное можно, конечно, записывать не только в виде цельного конспекта, но и в форме тезисов, выписок (цитат), связного пересказа (реферат) и т.д. Личный опыт подскажет необходимую форму записи если самостоятельное чтение станет повседневным делом, а работа с книгой будет принимать творческий характер. Основоположники марксизма-ленинизма уделяли огромное внимание детальному разбору прочитанных ими книг и производили разнообразные и многочисленные записи. У них мы должны учиться самостоятельной работе с книгой, чтобы быстрее и лучше овладевать великим учением Маркса-Энгельса, Ленина-Сталина. Дальше: Интервью т. Ворошилова об англо-франко-советских военных переговорах. |