СОРЕВНОВАНИЕ: ГЛАСНОСТЬ, СРАВНИМОСТЬ, ЭФФЕКТ
СТАНОВИСЬ ЧЕМПИОНОМ ПЯТИЛЕТКИ
Валерий БЕЛОВ, фрезеровщик электромеханического завода.
Победитель Всесоюзного конкурса молодых фрезеровщиков. Ржев.
ПРОЧИТАЛ я статью "Соревнование: гласность, сравнимость, эффект" (она была опубликована в "Комсомольской правде" 26 февраля 1971 года) и как бы по-новому взглянул на наши рабочие будни.
Хочу поделиться мыслями на этот счет.
Но сначала - несколько вопросов и себе, и другим. Почему подчас со значком "ударника" на груди ходят среди нас и бракодел, н нарушитель трудовой дисциплины? Другой, тоже "ударник", может, работает неплохо, да пьет - в дни получки жена караулит его у заводской проходной. Почему иногда спросишь у парня, с кем он соревнуется и за что, а в ответ услышишь: не знаю, у мастера или у профорга спроси. Сказать, что много у нас формализма в организации соревнования, значит уйти от разговора по существу. Видимо, не в одном формализме дело.
Директивами XXIV съезда КПСС намечено в Девятой пятилетке перейти ко всеобщему среднему образованию. Это значит: рабочие кадры предприятий будут формироваться в основном из выпускников средней школы и профессионально-технических училищ. А молодые люди, знаю это на собственном опыте, весьма болезненно переживают признание или непризнание своего профессионального мастерства. Если хотите, это для нас дело чести. Двадцатилетний фрезеровщик, к примеру, с четвертым разрядом - признанный авторитет среди сверстников. Потому что таких молодых мастеров нечасто встретишь.
Почему?
Например, в машиностроении, при массовом и крупносерийном производстве, 90 процентов станочников могут иметь только первые три разряда: технология отработана, сложные операции выполняют станки. Другое дело, когда молодой рабочий попадает в "обслуживающий персонал" автоматической линии, становится к станку с программным управлением...
Признание профессионального мастерства во многом зависит от руководителя. Если, к примеру, мастер руководствуется принципом: план, план и только план, то для него какие-то там честолюбивые замыслы парня - материя неосязаемая, из области эмоций...
Ну, а как молодой рабочий с невысоким разрядом может доказать, что "потолок" его значительно выше, что процент выполнения плана не дает исчерпывающей характеристики его мастерству? Вот стоят у станка два молодых станочника, оба работают неплохо, перекрывают сменные заданий - а кто из них все-таки лучший? Дело тут даже не в честолюбии, хотя понятное стремление молодого производственника работать лучше, чем сосед, надо всячески поощрять. Это ведь в интересах коллектива. Сравнимость результатов труда - вот в чем корень - необходимое условие для роста рабочего. Поэтому, на мой взгляд, хорошо было бы, чтобы через определенные промежутки времени молодой рабочий мог проверять себя: а как я вырос за такой-то срок? Как далеко ушли товарищи по цеху?
Следует поискать модель трудового соперничества рабочих. Ее, я думаю, можно создать на основе соревнования по профессиям.
КОНКУРСЫ трудового мастерства справедливо называют одной из интереснейших находок нашего времени. Начались они несколько лет назад. Тогда приз "Комсомольской правды" оспаривали токари, фрезеровщики, шоферы, механизаторы. Сегодня турниры мастерства стали популярны среди строителей, слесарей, шинников, стригалей, мастеров машинного доения, телефонисток, кондитеров...
Признаться, мое заветное желание - еще раз поехать на финал Всесоюзных соревнований молодых фрезеровщиков. Не буду лукавить, конечно, хотелось бы победить. Но если и не удастся - все равно останусь в выигрыше. И без чемпионской медали участники соревнований возвращаются домой обогащенными. Конкурсы мастерства дают возможность каждому сравнить свою культуру и профессиональную подготовку с культурой и подготовкой передовых рабочих различных отраслей народного хозяйства. А главное, во время конкурсов узнаешь о прогрессивных приемах труда, о том, какие требования предъявляет современному рабочему технический прогресс.
Однако хочу высказать опасения: если не изменится форма конкурсов, то может оказаться, что за звание победителя будут бороться одни и те же... Я думаю, необходимо так поставить дело, чтобы все молодые рабочие - без исключения!
- обязательно участвовали в турнирах
- состязаниях по профессии, а в финал попадали лучшие.
Как, скажем, у вас на заводе проходит соревнование? Комитет комсомола объявляет о предстоящем конкурсе. Записываться могут все желающие. Кто посмелее, поопытнее - записывается. А есть ребята, у которых опыта достаточно, да скромничают, боятся. Досадно также, что не учитывается, как тот или иной работает каждый день. Может случиться и так, что лавры победителя достанутся бракоделу или нарушителю дисциплины...
Кроме того, надо подумать, в каком соотношении должны находиться между собой социалистическое соревнование и конкурсы профессионального мастерства. Думаю, соревнование должно быть единым, но состоять из двух этапов. И соревноваться надо за звание ЧЕМПИОНА ПЯТИЛЕТКИ. В этом я полностью поддерживаю призыв Клавдии Числовой, двукратного чемпиона Всесоюзных конкурсов стригалей, с которым она выступила в "Комсомольской правде" 6 марта. Вот как, на мой взгляд, должно складываться это соревнование.
ВНАЧАЛЕ года мы все вступаем в соревнование за звание "Чемпиона пятилетки" своего цеха. Принимаем обязательства по росту производительности труда, по экономии, бережливости и т.д. И особым пунктом пишем: добиться права участвовать в цеховых, заводских состязаниях, чтобы в честной борьбе заслужить почетный титул "Чемпиона пятилетки". Повторяю, на первом этапе соревнуются все. Каждый с каждым.
А в конце года или, скажем, по итогам работы за 9-10 месяцев специальная цеховая комиссия отбирает кандидатов для участия в цеховом конкурсе. Кандидаты - это люди, которые повседневным трудом доказали свои высокие профессиональные качества. Такой порядок, по-моему, приучит молодых производственников к мысли, что нельзя рассчитывать на удачу в разовых состязаниях, надо трудиться эффективно каждую смену, постоянно совершенствовать свои знания.
Словом, для участия в конкурсах на предприятиях, в колхозах, в учреждениях допускаются все работники определенной профессии не старше 28 лет, которые в течение последних 9-12 месяцев успешно справлялись с плановыми заданиями, не допускали брака в работе, не имели нарушений дисциплины. Победитель заводских состязаний получает звание чемпиона пятилетки 1971 года завода, или, скажем, колхоза и право представлять свой коллектив на районном конкурсе.
На этом этапе соревнования молодые борются за звание чемпиона пятилетки 1971 года района и право участвовать в областном, республиканском конкурсе. И так далее. Последовательно должны пройти все конкурсы - от заводского до отраслевого и всесоюзного.
ДУМАЮ, надо тщательно продумать порядок чествования победителя. Чемпионы пятилетки завода, области, республики, страны награждаются ценными подарками, почетными грамотами, самыми высокими наградами комсомола. В то же время наградой может быть и бесплатная путевка для поездки по стране или за рубеж. Думаю, чемпионам профессиональных конкурсов надо дать преимущества при распределении квартир, льготных путевок в санатории и дома отдыха и т.д.
Нужно взять за правило, чтобы парню или девушке, завоевавшим первое место в цехе, на заводе, автоматически повышался разряд.
Особо хочу сказать о пропаганде опыта лучших. Мы должны познакомить с ним тысячи молодых рабочих. Мне думается, чемпиону нужно создать на заводе условия для того, чтобы он демонстрировал свое мастерство, давал консультации и рекомендации, проводил занятия по программе техминимума. Чемпионы района, области могли бы передать опыт более широкой аудитории - им надо предоставлять творческие командировки. Кроме того, в технических библиотеках должны быть на видном месте материалы об их приемах труда. О мастерстве "Чемпиона пятилетки СССР" пусть расскажут материалы, собранные на ВДНХ и в НТО. Такие люди вправе сдавать продукцию, минуя ОТК.
Позаботиться о массовости соревнования - дело всех комсомольских организаций. Оспаривая почетный титул, молодежь будет стремиться работать лучше, добиваться наивысшей производительности труда.
ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ"
ОТЗВУК ЯКУТСКОЙ ОКТАВЫ
1 мая в нашей газете был напечатан материал А. Левиной "Якутская октава". В нем рассказывалось о селе Ытык-Кёль, где каждый девятый ребенок учится в музыкальной школе. Среди откликов, полученных редакцией на этот материал, мы получили и несколько писем от героев репортажа.
Из прошлого
С большим волнением пишем мы эти строки. В газете от 1 мая неожиданно пришлось прочитать о себе в статье А. Левиной "Якутская октава". Мы с женой и есть те самые Тишины, которые упоминаются в статье, как первые преподаватели музыкальной школы в далеком таежном селе.
Какое чувство может сравниться с радостью, когда видишь плоды своего труда, когда чувствуешь, что приносишь людям пользу и радость.
С гордостью читали мы о делах своих питомцев, об их профессиональном росте.
Мы и сейчас работаем преподавателями в музыкальной школе в Алуште. Для нас успехи, достигнутые нашими учениками, - наша жизнь.
А начинали мы так. В 1958 году закончили Грозненское музыкальное училище, поженились и поехали работать в Якутию. Много позже, по семейным обстоятельствам возвратившись в родные края, с чувством светлой грусти вспоминали мы наше "свадебное путешествие".
Ехали мы 15 суток, сначала поездом, а потом теплоходом по Лене. Страна наша предстала перед нами во всей своей необъятности и красе.
В Якутске нам предложили на выбор несколько мест, но один район рекомендовали особенно, говоря, что там живут прекрасные народные умельцы, что это - родина национальных поэтов. Район тогда назывался Таттинским по имени живописной речушки Татты, протекавшей через озеро Ытык-Кёль.
Это оказалось чудесное место. На огромной поляне среди вековой тайги - уютный деревянный поселочек. В центре его - небольшое, но глубокое озеро. Для нас, коренных южан, этот непривычный пейзаж казался сказочным.
Но главное, нам очень понравились люди. Якуты - народ гостеприимный и добрый. Нас так радостно и тепло встретили, окружили таким вниманием, будто мы приехали к родственникам или старым приятелям.
Музыкальная школа в селе только открылась. Все пришлось начинать на пустом месте.
Было трудно. Срочно пришлось изучать якутский язык, чтобы объясняться с детьми. Через некоторое время нас уже объединял один общий язык - язык музыки, И тяга к его познанию была огромна!
И вот теперь мы узнаем, что некоторые бывшие наши ученики, непоседливые и шаловливые, сами стали педагогами и продолжают начатое нами дело. Есть ли для человека большая благодарность в жизни!
Дорогие наши мальчики и девочки! Где бы вы ни находились, нам хотелось бы подробнее узнать о вас. Напишите нам, пожалуйста, по адресу: Крым, Алушта, музыкальная школа.
ТИШИНЫ.
Из настоящего
"...К нам стали поступать письма из разных областей. Многие спрашивают об условиях работы, изъявляют желание приехать к нам. Из Омской области участник гражданской войны в Якутии Кропачёв прислал в школу нотную бумагу. Нотную же бумагу получили мы из Москвы от Н.М. Скадченко, который 30 лет тому назад был принят в Ытык-Кёле кандидатом в члены партии. Мой бывший педагог Ким Шутенко с Украины выслал нам подарок - свой "Детский концерт для фортепиано с оркестром народных инструментов".
Ф. АРГУНОВ, директор музыкальной школы.
Из будущего
С замечательным человеком, пропагандистом музыкальной культуры в далеком якутском поселке Ытык-Кёль Федотом Семеновичем Аргуновым я познакомился в марте 1971 года, когда он обратился с просьбой направить выпускников Новосибирского музыкального училища работать в его школе. Федот Семенович рассказал о работе школы, о большой тяге якутских ребят к музыке.
По договоренности с Министерством культуры РСФСР мы направляем на работу в Якутию пианистку Любовь Иноземцеву и скрипачку Людмилу Муртазину. В дальнейшем мы будем расширять наши связи: приглашать на методическую конференцию в Новосибирск преподавателей школы, обмениваться методической литературой. Наши учащиеся, комсомольцы готовы помочь якутским ребятам пополнить нотную библиотеку, собрать для них художественную литературу. Администрация училища может посодействовать в приобретении музыкальных инструментов.
Э. ЭЙСМОНТОВИЧ, директор Новосибирского музыкального училища.
|

|
Десятки самолетов поднимаются в небо с взлетной полосы аэропорта Домодедово. Перед полетом опытные специалисты тщательно осматривают все системы гигантских воздушных лайнеров.
На снимке: идет подготовка к полету самолета "ИЛ-62".
Фото А. КОРАБЛЕВА.
|
Встреча в редакции
Подведены итоги Всесоюзного конкурса школьных сочинений "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи", объявленного ЦК ВЛКСМ накануне XXIV съезда КПСС и посвященного партийному съезду.
Сейчас ребята - победители конкурса гостят в Москве. Они встречались с писателями, обсуждали работы своих товарищей. Надолго останутся в памяти ребят посещение музея-квартиры В.И. Ленина в Кремле, минуты в Мавзолее...
28 июня школьники были гостями "Комсомолки". В Голубом зале редакции ребята встретились с сотрудниками газеты.
И ДОМ, И ДИПЛОМ - НА ОТЛИЧНО
В. БОНДАРЕНКО.
ОКОЛО часа длилась эта необычная защита. Проходила она не в аудитории института, а в комсомольско-молодежном монтажном управлении №5 Главмосстроя. Прославленный бригадир строителей. Герой Социалистического Труда Геннадий Масленников был первым руководителем этого коллектива. Ныне он - заместитель начальника управления жилищного строительства №3 Главмосстроя.
И вот вчера, как говорится, в родных стенах Г.В. Масленников защищал дипломную работу "Экономическая эффективность технического прогресса в крупнопанельном жилищном строительстве города Москвы". Г.В. Масленников - один из пионеров нового метода строительства.
Кстати, многие члены бригады, которой руководил Геннадий Масленников, уже получили дипломы вузов и техникумов. Диплом бригадира - двадцать второй в бригаде. Оценка - "отлично".
ЦК ВЛКСМ тепло поздравил Г. Масленникова.
|

|
На снимке: школьники - победители Всесоюзного конкурса сочинений в голубом зале редакции.
Фото В. СТЕПАНОВА.
|
НЕ ТЕБЕ СУДИТЬ
ПОЧЕМУ ОСТАЛСЯ НЕОКОНЧЕННЫМ СПОР ДВУХ КОМСОМОЛЬСКИХ АКТИВИСТОВ
С. СМОРОДКИН. (Наш спец. корр.). Константиновка, Донецкая область.
КАЗАКОВ остановил Павла у проходной:
- Что ж ты, Паша? Одно дело с тобой делали. А ты все против меня воюешь." Не надорвался бы, воин...
Казаков смотрел на него, улыбаясь, чуть-чуть по привычке прищурив один глаз.
Валерий Казаков в Павел Шистко знали друг друга не один год. Выросли чуть ли не на одной улице. Почти день в день после школы пришли на завод "Автостекло". Учились слесарному делу. Потом начали работать самостоятельно. Сидельников Валентин Кузьмич, самый опытный слесарь на заводе, говорил своим ученикам: "Слесари, как врачи. Опоздал на минуту - больной может умереть. Замешкайся слесарь - могут остановиться печи..."
Может, Валентин Куаьмич немного и преувеличивал из-за бесконечной любви к делу, но по существу был прав. Производство стекла - процесс непрерывный. Ни праздников, ни выходных нет. От тебя зависит безотказная работа печей. Оборудование и приборы должны работать четко и без ошибок - тут со временем не приходится считаться. Новички поняли и приняли жестковатый закон Валентина Кузьмина. Потому отношение к молодым рабочим было в цехе самое доброе.
Отслужили срочную и, как обещали, вернулись на завод. Армия многое дала ребятам. Было что рассказать товарищам. Шистко помогал строить новый Ташкент. Валерий Казаков был секретарем комсомольской организации части. Его и в цехе вскоре избрали секретарем комсомольской организации. Павла Шистко - членом цехового комсомольского бюро. Как будто бы в выборе своем комсомольцы не ошиблись. Своя парки, на глазах выросли. И времени, кажется, не очень много прошло после перевыборного собрания, а комсомольскую организацию цеха стали ставить в пример.
КОНЕЧНО, организаторская работа требовала времени. Надо было побывать в заводском комитете комсомола я в горкоме, а то и в ДОСААФ или в гороно. Перепоручать что-либо другим Казаков не любил. Ребята в цехе иногда подшучивали : "Ты у нас вроде в семи лицах выступаешь. За весь комитет работаешь..." Валерий обижался... "Не для себя же стараюсь. Для всех..."
Конечно, не для себя. Но все же. Цех небольшой. Каждый слесарь на счету. Задания, как правило, срочные. Часть работы Валерия приходилось делать его товарищам. Казакову об этом не говорили. Сам должен понимать.
Валерий понимал. Старался сделать все так, чтобы цех был первым. Взялся за оформление красного уголка. Развесил диаграммы, плакаты, монтажи. Повесил грамоты. Грамоты были за победы цеховых спортсменов в разных соревнованиях. Побед, правда, не было. Казаков на свое усмотрение заполнял грамоты. Павел увидел, сказал: "Зачем это. Не занимали мы таких мест..." Павел знал точно. Он отвечал за спортивную работу.
- Хорошо бы тогда и кубок какой-нибудь поставить - съязвил Шистко.
Казаков принял всерьез.
- Толковое предложение, подумаю.
Кубок Казахов не достал. Но принес в красный уголок роскошную ковровую дорожку.
Так оно все и шло...
НАЧАЛАСЬ сверка комсомольских документов. Поручили это дело Павлу Шистко. Привел
Павел сверку, нашел в перерыв Казакова.
- Слушай, Валера. Странное дело. Я твоей учетной карточки не обнаружил.
- А ее и нет.
- Как так?
- Так. Потерял вместе с билетом.
- Чего же ты молчал? Столько времени прошло.
- Ладно. Не тебе об этом судить. Где надо - разберутся.
- Мне тоже судить. Мы с тобой в одной организации.
- В одной-то, в одной...
Казаков не договорил, отвернулся. Дескать, разговор закончен. Бывший в то время секретарем комитета комсомола завода Иван Горовой не скрывал удивления, слушая Павла.
- Ну и номер. Комсорг без комсомольских документов. И он - ни звука.
Горовой задумался. Потом неторопливо стал разъяснять.
- Ты не горячись, Павел, не гони волну. Виноват-то Казаков виноват. Придет время - расскажет. Правду, если хочешь, тоже надо знать, когда и где сказать. Авторитет Казакова подрывать сейчас нельзя. Понимаешь?
- Не понимаю, - сказал Павел растерянно. - При чем тут авторитет? Мне кажется, что честность и правдивость никакой авторитет подорвать не могут.
- Ну, как тебе еще объяснить? - в голосе Горового послышалось раздражение. - Одни ты, что ли, такой принципиальный. У комитета комсомола есть свои соображения. Свои...
Свои соображения у Горового действительно были. Он уходил с завода. Казакова прочил на свое место. Согласовал кандидатуру с горкомом комсомола. Первый секретарь горкома Валентин Киричек дал "добро". Не пойдешь же сейчас, не скажешь, что ошибся. "А ты куда смотрел? Кадры не знаешь!" Вот пройдет заводская конференция - другое дело...
Возможно, что Горовой так и не думал. За это уж я не могу ручаться. Но поступил он именно так, потому что поступить так ему было значительно проще. Ведь если согласиться с Павлом Шистко - значит признать, что слава Казакова, лучшего комсорга, - дутая... Горовой и раньше знал, что у Казакова что-то не так. Это "что-то" - потом ребята из двадцатого цеха мне рассказали - выглядело так: Валерий собирал комсомольские взносы, в кассу их не вносил. Комсомольцы потребовали у Казакова отчет. Валерий успокоил: "Придет время - отчитаюсь. А пока не волнуйтесь. Все в ажуре. Наш цех - лучший по взносам на заводе. Уметь надо товар лицом показать". И снова мягко улыбался.
На заводской комсомольской конференции Казаков был избран вторым секретарем комитета комсомола завода.
Я ПРИЕХАЛ в Константиновку по письму ребят из двадцатого цеха, которое они написали в "Комсомольскую правду", рассказав обо всем и спрашивая совета. Валентина Киричека - первого секретаря, - в горкоме не оказалось. Второй секретарь Нина Василенко спокойно сказала: "Ну, чего тут разбираться? Хотите, мы завтра же освободим Казакова..." И ни слова о том, что был грубо нарушен Устав ВЛКСМ, ни слова о том, какой след оставила в душах ребят вся эта история.
Странное спокойствие.
Проще, конечно, "тихо" освободить Казакова от обязанностей второго секретаря, признав таким образом, что человек, которого так настойчиво поддерживал и выдвигал горком, не имел морального права быть комсомольским вожаком. Но решение принципиальных вопросов за закрытыми дверями ничего, кроме вреда, не приносило н не принесет.
На заводе "Автостекло" Казакова я нашел в комитете комсомола.
- Вы по письму ребят из двадцатого цеха? - сразу спросил Казаков. - Там один человек - Шистко - воду мутит. Если бы не он - ребята давно бы успокоились. А что касается комсомольских документов, - улыбнулся он, - порядок. На заседании комитета комсомола завода мне объявили выговор. Новые документы я уже получил...
В двадцатом цехе никто не знал о том, что Казакову объявили выговор, что он уже получил новые комсомольские документы. Все было сделано за спинами ребят.
После того как Казаков стал вторым секретарем, мнения в цехе разделились. Большинство по-прежнему на стороне Павла Шистко - они и письмо в редакцию прислали. Другие стараются держаться в стороне, молчаливо наблюдая, чем же все-таки закончится эта история. Третьи настроены откровенно скептически: "Шистко - один из боевых парней в цехе. А чего добился? Ничего. Одни неприятности..."
И это, пожалуй, больше всего тревожит.
Равнодушие не рождается на пустом месте. Оно всегда - следствие определенных, чаще всего искусственно созданных условий. Там, где острые конфликты разрешаются по-настоящему принципиально, нет места общественной пассивности.
ПАВЕЛ Шистко в Валерий Казаков по-прежнему работают на одном заводе. Павел слесарит в родном цехе. Казаков руководит комсомольской работой на заводе. Встречаются они редко. Поздороваются и идут своей дорогой.
Правда, недавно Казаков побывал в цехе. Походил, посмотрел, как работают ребята. Потом зашел в красный уголок, скатал ковровую дорожку, понес к выходу. Кто-то спросил, зачем она ему понадобилась.
- Да ни к чему она вам здесь, - ответил Казаков. - Я же теперь ушел из цеха. А коли нужно - сами достаньте.
ПОЧТА "АЛОГО ПАРУСА"
С УМНЫМ СЕРДЦЕМ
С. СОРОКИНА. Учительница.
Уважаемый "Алый парус"! Обращаюсь к тебе за советом. Заканчиваю десятый класс. Решила стать учительницей.
Известное дело, выпускников донимают все, кому не лень, вопросом: куда пойдешь после школы? Отвечаю: в педагогический. Ну, ладно, подружки расценили мое решение: "Нервотрепка!" Больше всего огорчили меня разговоры с учителями: они тоже против моего выбора. Кое-кто даже стал ругать свою профессию.
Только отец одобрил мое решение. Ему удалось в свое время окончить только четыре класса, и он мечтает увидеть своих детей (нас в семье семеро) образованными. Учитель для него - самый уважаемый человек, высшая ступень образованности...
Как же мне быть?
Вера АЛЕКСОМСОВА.
дер. Малышкино, Владимирская область.
Письмо Веры мы передали учительнице Галине Геннадиевне СОРОКИНОЙ из города Кемерово. (Может быть, вы помните ее статью "Не бойся "трудного", бойся тихого...", напечатанную в нашей газете 6 января). Вот ее ответ.
Дорогая Вера! Твое письмо и обрадовало, и огорчило меня. Сколько красивых слов об учителе сказано. Сколько хороших книг написано, фильмов снято... А вот дошло дело до решения житейского вопроса, и не советуют идти в учителя. Почему? - думала я.
Может быть, потому, что в наш век всеобщей грамотности и высокого уровня образованности понятие "учитель" стало вроде бы обыденным? Может быть, виноваты и сами учителя? Иные из нас отстали от требований быстротекущего времени. Вместо того чтобы догонять, опустили руки и пытаются порой поддерживать свой престиж только разными "радикальными " мерами: строгостью, наказаниями. Вот и нет удовлетворенности в работе. А если человек тяготится своим делом, разве может он увлечь им другого?
Мне же повезло. Я училась у изумительных педагогов 55-й школы Новосибирска. Директором у нас был Петр Дмитриевич Толмачев. Каждому из нас он помогал выбирать жизненный путь с любовью отца и проницательностью педагога.
Не знаю я профессии прекраснее и мучительнее, чем моя! Трудности и заботы в ней постоянны, а радости преходящи. Но ведь мать любит своего ребенка, хотя уже само рождение его проходит в муках. Так и учитель. Только ему еще-еще труднее. Потому что) такими же дорогими, как свои, для тебя должны стать чужие дети.
Это трудно - быть учителем. Если ты хочешь честности и искренности от учеников - сам будь честен и искренен. Чтобы они стали беззаветно отдаваться делу - своей работой подай им в этом пример. Никто так чутко не улавливает фальши, как дети. Притворяться с ребятами невозможно. Их беды и радости должны стать твоими. И как бы ничтожны ни показались тебе на первый взгляд их горести, знай - для детей они значительны, от них нельзя отмахнуться. Нужно суметь стать другом ребятишек и не перешагнуть той черты, за которой начинается панибратство.
Сколько испытаний ждет учителя, по сравнению с ними институтские экзамены кажутся легкой забавой. Каждый раз, когда ты берешь новый класс, тебя испытывают на прочность, выдержку, доброту и человечность. На первом же уроке один пытается влезть под парту, другой строит рожицы за твоей спиной, третий творит что-нибудь ещё. Фантазия неистощима! Мои пятиклассники умудрялись притаскивать на урок птиц, кошек, щенков.. Все эти "испытания" не оттого, что дети злы и сразу невзлюбили тебя. Чаще всего им просто интересно знать, какая ты.
Зато представь себе ощущение, когда ты выходишь из класса с сознанием, что все в порядке, что ты не потеряла чувства юмора, сумела не рассердиться, что их сердца уже начали склоняться в твою сторону, а души чуть-чуть приоткрылись. Разве это не награда?
А физическая нагрузка? Уроки закончились, а тебя ждут гора тетрадей, непрочитанные журналы, новые книги. И все надо, надо, надо! Ведь завтра ты пойдешь на урок и в двадцатый раз будешь рассказывать, как Герасим утопил единственное близкое и любящее его существо - Му-му. В двадцатый раз! Но какое им, твоим мальчишкам и девчонкам, до этого дело. Они слышат об этом в первый раз.
Найдешь ли ты свежие слова и краски? Сумеешь ли еще раз пережить трагедию Герасима? Как много от этого зависит - рассказать ребятам о давно для тебя известном так, как будто ты только что открыла это для себя.
Проходят месяцы, годы. И вот уже сорви-голова, из-за которого пролито немало слез, на которого давно хотелось махнуть рукой, - и даже бросить из-за него школу! - стал внимательным, выдержанным, честным юношей. Начинаешь даже сомневаться: да было ли тебе с ним так уж трудно?
Проходит еще время. Ты можешь гордиться: твои дела множатся руками твоих воспитанников. Это ли не счастье?
Каждый, кто любит свое дело, мечтает о смене, о последователях, которые пошли бы дальше нас и умели бы больше нас, лучше нас. Важно по-настоящему готовить эту смену. Мало пойти в пединститут с желанием стать педагогом. Нужно представлять себе трудности, знать об ответственности этого труда. Нужно уметь сопереживать, быть сильным духом. А то начнутся неудачи - а они неизбежны на нашем пути, - и человек будет винить в них весь мир и отступит. Станет ремесленником, что в педагогической работе ужасно...
По мере сил и возможностей я тоже готовлю себе смену. Иногда уже в шестом, в седьмом классе замечаю у ребят педагогические способности. Беседую, показываю скрытые от учеников тонкости нашего труда. Иногда советуюсь с ними в трудных случаях. Пусть мне и не приводится часто воспользоваться их рекомендациями - главное, подростки видят, как ответственно и сложно быть учителем, как нелегко даются признание н авторитет.
Кстати, твое письмо, Вера, я посылала одной из бывших моих учениц, ныне студентке педагогического института, Людмиле И. Вот что она мне написала:
"Читала Верино письмо - и как будто бы читала мысли, которые волновали и меня два года назад. Ведь и меня, кроме вас, Галина Геннадиевна, все отговаривали поступать в педагогический. А я вот учусь и с каждым днем убеждаюсь, что не ошиблась. Молодец Верин папа! У него старое и верное представление об учителе как о человеке глубоких знаний, большой культуры и высоких моральных качеств. Некоторые педагоги-ремесленники снизили в глазах окружающих престиж своей профессии. Что ж, тем более важно, чтобы в учителя шли люли не равнодушные, а самоотверженные, творческие, любящие свое дело..."
Я тоже присоединяюсь к этим словам, Вера.
|
|
|
Главлит: |
|
Выпускающий редактор: |
S.N.Morozoff |
Полоса подготовлена: |
S.N.Morozoff |
|